Когда стали регулировать уличное движение? На первый взгляд, произошло это не столь уж давно - с появлением большого числа машин. Но в действительности первыми над проблемой задумались еще древние римляне. Оказывается, уже тогда возникали дорожные «пробки». Улицы в городах империи были узкими, а конных повозок стало очень много. Вот и пришлось искать способы их разводить на дорогах.
Приоритетом на римских дорогах пользовались военные и государственные служащие. Во многих городах проезд на повозках с лошадьми был ограничен, а то и вовсе запрещён. Состоятельные граждане могли передвигаться по улицам лишь в закрытых портшезах — носилках, обслуживаемых рабами! Однако с падением Римской империи всё оказалось надолго забытым, и вновь задумались над проблемой регулирования движения на дорогах лишь века полтора назад. На первых порах наибольшая опасность для людей исходила от паровых экипажей, да и лошадей они тоже пугали. Поэтому перед паровиком вменялось идти специальному человеку с красным флажком, загодя всех предупреждая. Да и скорость паровиков ограничивалась до 6 км/ч. В Англии такой закон действовал вплоть до 1896 года. А чтобы без ущерба разъезжаться и паровикам, и конным экипажам, в Англии в 1868 году на одном из самых оживлённых лондонских перекрёстков появилась первая установка семафорного типа, управляемая с помощью приводных ремней.
А первый электрический светофор появился в США уже в 1914 году, когда паровики были почти вытеснены автомобилями. Примерно тогда же и в Америке, и в Европе появились и первые дорожные знаки. Поначалу их было всего четыре: они предупреждали водителя о ждущих впереди перекрёстках, железнодорожных переездах, ухабах и крутых поворотах. Ну а в наше время движение регулируется и светофорами, и знаками, и специальными правилами дорожного движения, знать которые должны не только водители, но и пешеходы.
Журнал "Клёпа" № 4, 2011
|